27 Апр

Налоговая система, ведение бизнеса и инвестирование в Китайской народной республики.

Введение

Налоговые поступления для каждой страны представляют собой самую главную и нормативной форму распределения через государственный бюджет национальных доходов, которая характеризуется принудительностью, безвозмездностью и устойчивостью.

Третье место в мире среди наиболее комфортных для бизнеса налоговых систем разделили Китай и Гонконг. Здесь налоговый пресс представляет собой четыре налога с совокупной ставкой 24,4%. Чтобы их уплатить, требуется всего лишь 80 часов.

Налоговые поступления – основной источник доходов бюджета в Китае. На сегодня, налоговые доходы Китая составляют около 95 процентов финансовых доходов страны и служат самым главным источником поступлений госбюджета Китая. Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством посредством налогов, направляются на поддержку развития сельских районов, охрану окружающей среды и экологическое строительство, содействие развитию социальной сферы.

Следует отметить, что это важный экономический инструмент, используемый государством в целях макроэкономического регулирования и напрямую влияющий на процесс экономического и социального развития Китая.

Эта система играет неоценимую роль в деле обеспечения доходных поступлений бюджета, дальнейшего роста степени внешней открытости и продвижения поступательного, ускоренного и здорового развития народного хозяйства Китая.

Виды налогов

Налоговая система Китая включает 25 видов налогов, которые по признаку их природы и функций можно классифицировать по 8-ми группам:

а) группа налогов с оборота. Сюда входят налог на добавленную стоимость, потребительский налог и предпринимательский налог. Объектом налогообложения для этих налогов является объемы оборотов или реализации у налогоплательщиков в сфере производства, реализации или обслуживания.

б) группа налогов с дохода. Она включает налог на прибыль предприятий (применительно к таким предприятиям-резидентам, как предприятия, находящиеся в государственной собственности, предприятия, находящиеся в коллективной собственности, частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия), налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также подоходный налог с физических лиц. Объектом налогообложения здесь служит прибыль, полученная производителем или посредником, а также личные доходы физических лиц.

в) группа налогов за пользование ресурсами. Сюда входят налог за пользование природными ресурсами (природная рента) и налог за пользование землями городов и городских районов. Плательщиками этих налогов являются пользователи природных ресурсов и земель в городах и городских районах. Эти налоги отражают возмездный характер пользования государственными природными ресурсами и имеют своей целью регулировать доходы тех налогоплательщиков, которые имеют доступ к природным ресурсам.

г) группа налогов специального назначения. Это налог на поддержание городского строительства, налог на занимаемые пахотные угодья, регулирующий налог на инвестиции в недвижимость и налог на передачу оцениваемой недвижимости.

д) группа имущественных налогов. Сюда входят налоги с владельцев домов, налог на городскую недвижимость и налог на имущество, переходящее в порядке наследования (до настоящего времени не введен).

е) группа налогов и сборов, взимаемых при совершении определенных действий. Сюда входят налог на использование автотранспорта и судов, налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов, гербовый сбор, пошлина при продаже жилой недвижимости, налог с оборота ценных бумаг (до настоящего времени не введен), налог на забой скота и налог на банкеты. Объектом обложения этими налогами являются соответствующие действия налогоплательщика.

ж) группа сельскохозяйственных налогов. Сюда входят сельскохозяйственный налог (включая налог с сельскохозяйственной деятельности) и налог на животноводство. Плательщиками этих налогов являются предприятия, организации или физические лица, получающие доходы от ведения сельского или животноводческого хозяйства.

з) группа таможенных пошлин. Таможенными пошлинами облагаются товары и другие объекты, импортируемые в Китай или экспортируемые из Китая.

 

Налогообложение иностранных инвестиций

Почти два десятилетия Китай остается лидером по привлечению иностранных инвестиций. И это неудивительно: страна с населением более 1,3 млрд. человек как магнитом притягивает инвесторов дешевой рабочей силой, а также крупнейшим рынком сбыта продукции, имеющим значительный потенциал роста. Успех социалистического Китая был бы невозможен без достаточно либерального и стабильного инвестиционного климата как для национального, так и для иностранного бизнеса.

В стране действует валютный контроль, китайский юань не является свободно конвертируемой валютой, однако данный факт практически не мешает осуществлению текущей и инвестиционной деятельности иностранных компаний.

Отметим, что иностранные инвестиции допускаются в большинство отраслей экономики Китая, за исключением издательской деятельности, радио и телевещания, почтовых услуг, телекоммуникации и некоторых других видов бизнеса. Иностранные инвесторы могут осуществлять с ограничением следующие виды деятельности: транспортные услуги, операции с недвижимостью, кредитную, арендную, инвестиционную и общественную деятельность.

Вести деятельность на территории Китая иностранные инвесторы могут, регистрируя организации со стопроцентным иностранным капиталом, совместным капиталом и контрактные предприятия. Кроме того, в Китае можно создавать филиалы или представительства иностранных компаний.

Предприятия со стопроцентным иностранным капиталом являются самой распространенной формой осуществления иностранных инвестиций. Их деятельность регулируется Законом КНР от 12.04.86 «О предприятиях со стопроцентным иностранным капиталом» и Положением КНР о применении указанного закона, а также Законом КНР от 01.07.79 «О совместных акционерных предприятиях». Предприятия со стопроцентными иностранными инвестициями в основном учреждаются в форме компаний с ограниченной ответственностью. С разрешения соответствующих органов допускается создание организаций иных форм ответственности. К компаниям с ограниченной ответственностью, созданным на средства иностранных инвесторов, применяется Закон КНР от 01.07.94 «О компаниях».

Деятельность иностранных инвесторов регулируется Правилами осуществления прямых иностранных инвестиций от 2007 года и другими нормативными актами. Контроль над иностранными инвестициями осуществляет Министерство торговли КНР, ответственное за разработку и принятие правил по осуществлению иностранных инвестиций.

В целях налогообложения к соотечественникам из Сянгана, Аомэня, с Тайваня и к зарубежным этническим китайцам, а также к предприятиям, основанным на капитале с их участием, применяются правила о налогообложении иностранцев, предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.

В интересах стимулирования притока капитала, технологий и квалифицированных кадров Китай осуществляет политику разного рода преференций в сфере налогообложения и последовательно заключил соответствующие налоговые соглашения со следующими 60-ю странами (по состоянию на июль 1999): Японией, США, Францией, Великобританией, Бельгией, Германией, Малайзией, Норвегией, Данией, Сингапуром, Финляндией, Канадой, Швецией, Новой Зеландией, Таиландом, Италией, Нидерландами, быв. Чехословакией, Польшей, Австралией, Болгарией, Пакистаном, Кувейтом, Швейцарией, Кипром, Испанией, Румынией, Австрией, Бразилией, Монголией, Венгрией, Мальтой, ОАЭ, Люксембургом, Южной Кореей, Россией, Папуа – Новой Гвинеей, Индией, Маврикием, Хорватией, Белоруссией, Словенией, Израилем, Вьетнамом, Турцией, Украиной, Арменией, Ямайкой, Исландией, Литвой, Латвией, Узбекистаном, Бангладеш, быв. Югославией, Суданом, Македонией, Египтом, Португалией, Эстонией и Лаосом. Из этих соглашений по состоянию на июль 1999 года в силу вступило 51.

В настоящее время в Китае в отношении предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранных граждан применяются 14 видов налогов, которые в свою очередь разделены на 3 группы:

1. Центральные налоги:

— таможенные пошлины;

— потребительский налог;

— НДС, взимаемый таможней;

— налог на хозяйственную деятельность, который взимается с банков, финансовых организаций, государственных предприятий и иностранных торговых корпораций.

2. Совместные налоги:

— НДС;

— налог на использование природных ресурсов;

— налог на ценные бумаги;

— налог на хозяйственную деятельность, взимаемый с других банков и страховых организаций.

3. Местные налоги:

— налог на прибыль предприятий;

— налог на хозяйственную деятельность от других источников;

— налог на недвижимость;

— подоходный налог с физических лиц;

— гербовые сборы

— налог на наследство;

— налог на повышение стоимости земли.

Государственная налоговая администрация контролирует Государственные налоговые управления на местном уровне, которые являются органами местного правительства. Государственные налоговые управления с местными налоговыми управлениями занимаются всеми налогами, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями, иностранные предприятия и иностранные граждане.

Как правило, предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями учреждаются в форме общества с ограниченной ответственностью, которые являются юридическими лицами согласно законодательству КНР и пользуются его защитой. Только иностранные, но не китайские, (физические или юридические) лица, могут быть учредителями или участниками таких предприятий. Минимальное количество учредителей — один. Минимальный размер уставного капитала для предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями составляет $200 тыс. В отдельных случаях до 70% уставного капитала может быть представлено в виде оборудования, которое должно быть новое, и везлось в Китай беспошлинно по рыночной цене.

Получив лицензию на хозяйственную деятельность, предприятие с иностранными инвестициями должно зарегистрироваться в налоговых органах в течение 30 дней, в результате чего выдается свидетельство о регистрации. Срок действия свидетельства о регистрации 12 месяцев, с последующим продлением. На сегодняшний день на китайском внутреннем рынке введены контроль и ограничения за продажей иностранцами товаров. Существуют только 3 вида частных коммерческих организаций, которые могут заниматься данным видом деятельности:

1) китайские компании с ограниченной ответственностью;

2) компании со 100%-ными иностранными инвестициями, которым разрешено реализовывать на внутреннем рынке Китая 50% своей продукции, а оставшиеся 50% — экспортировать за границу;

3) совместные предприятия, которые на основании своей лицензии могут получить разрешение на производство и продажу своей продукции на внутреннем рынке Китая.

Следует отметить, что компании либо предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями допускаются в сферы производства, обработки и сборки продукции. Но в некоторых свободных экономических зонах согласно интерпретации законодательства данные предприятия могут заниматься «обслуживающими» видами деятельности (услуги по подбору кадров, консультации и др.).

Компаниям либо предприятиям со 100%-ными иностранными инвестициями, как минимум предоставляется 2-летнее освобождение от налога на прибыль. В течение последующих 3-х лет предприятие платит данный налог по льготной 50%-ной ставке (16,5% от прибыли). На северо — западе Китая в таких областях, как: Ганьсу и Синьцзян освобождают от налога на прибыль на срок до 8 лет. Что касается свободных экономических зон, то здесь ставка данного налога понижена до 15%, а также применяется налоговая льгота по 50%-ной ставке в течение нескольких последующих лет (7,5% от прибыли). Применяются схемы скидок по НДС.

Различают следующие виды свободных инвестиционных экономических зон:

1) специальные экономические зоны — города на юге КНР: Сямень, Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай, Хайнань. Эти города имеют право на принятие своего законодательства по вопросам экономики. Ставка налога на прибыль – 15%.

2) открытые города – города–ворота на восточном морском побережье КНР. Местные власти этой зоны также имеют право самостоятельно принимать свои правила по вопросам бизнеса. Приоритетным направлением открытых городов является развитие новых технологий. Именно поэтому здесь расположилась еще одна инвестиционная зона — зоны развития высоких технологий, которые обычно располагаются недалеко с университетами. Бизнес — проекты этой зоны контролируют Министерство науки и техники Китая. Ставка налога на прибыль – 15%.

3) зоны развития экономики и техники – города в северных и прибрежных районах КНР. Местные власти регулируют собственные проекты стоимостью до $30 млн. Ставка налога на прибыль: 15% — для капиталовложений со сроком более 10 лет и 24% — менее 10 лет.

4) свободные торговые зоны – порты и близлежащие к ним районы вдоль восточного морского побережья, основной деятельностью которых является экспорт и хранение грузов. Преимуществом этой зоны является отсутствие пошлин на экспорт и импорт, также совершение платежей, как в национальной, так и в иностранной валюте. Ставка налога на прибыль – 15%.

5) частные инвестиционные зоны – совместные китайско-иностранные проекты, но с предоставлением в аренду больших земельных участков. Согласно Закона КНР «О предприятиях с иностранными инвестициями» и инструкции по его применению деятельность предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями «должна быть полезной для развития китайской экономики, приносить ощутимую экономическую выгоду». Существует ряд условий к таким предприятиям:

1. Использование передовых технологий и оборудования.

2. Развитие производства новой продукции.

3. Сбережение электроэнергии и природных ресурсов.

4. Замена и усовершенствование уже существующей продукции, которая бы заменяла импортную продукцию аналогичного плана.

5. Стоимость продукции, которая каждый год экспортируется, должна превышать 50% общего объема продукции, произведенной в течение определенного года, с достижением или превышением валютного баланса.

 

Характеристика важнейших налогов

Налог на добавленную стоимость

Плательщики налога.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются предприятия, организации и лица, осуществляющие реализацию товаров, импортирующие товары, оказывающие услуги по производству, ремонту или технической замене (далее именуемые «налогооблагаемые услуги») на территории Китайской Народной Республики.

 

Объекты налогообложения и налоговые ставки.

Объекты налогообложения и налоговые ставки представлены в данной таблице:

 

Расчет суммы налога

а) обычные плательщики

Обычные плательщики ведут раздельный учет входящего и исходящего НДС за соответствующий период. Сумма, подлежащая к уплате, исчисляется как разница между исходящим и входящим НДС.

Формула для расчета подлежащей к уплате суммы налога:

Сумма к уплате = Расчетная сумма исходящего НДС за налоговый период – Расчетная сумма входящего НДС за налоговый период

Расчетная сумма исходящего НДС = Объемы реализации за налоговый период Х применимая налоговая ставка

 

б) малые плательщики

Малые плательщики исчисляют подлежащую к уплате сумму путем умножения объемов реализации товаров или налогооблагаемых услуг на соответствующую ставку (4% для торгового сектора, 6% для прочих отраслей).

Расчетная формула:

Сумма к уплате = Объемы реализации Х применимая налоговая ставка

 

в) импорт

Импортируемые товары облагаются налогом по соответствующей ставке, при этом в расчет берется сводная налогооблагаемая цена товара.

г) возврат НДС при экспорте товаров

В случае экспорта товаров, облагаемых по нулевой ставке, экспортер вправе просить налоговые органы о возврате ранее уплаченных сумм НДС. В настоящее время применяются следующие ставки возмещения НДС: 5%, 6%, 9%, 11%, 13% и 17%.

 

Освобождение от налога

Следующие товары освобождаются от налогообложения: сельскохозяйственная продукция собственного производства, реализуемая сельскохозяйственными предприятиями и частными лицами; товары, ввезенные для переработки и реэкспорта; не включенное в уставный фонд оборудование, импортируемое предприятиями с иностранным капиталом для собственных нужд либо отечественными предприятиями, поддерживаемыми государством; противозачаточные лекарственные средства и медицинское оборудование; старинные книги, выкупленные у частных лиц, инструменты и оборудование, импортируемые для непосредственного использования в научной, экспериментальной и образовательной деятельности; импортируемые материалы и оборудование, безвозмездно предоставленные правительствами иностранных государств либо международными организациями; предметы, непосредственно импортируемые организациями инвалидов в целях использования их исключительно инвалидами.

 

Потребительский налог

Плательщики налога

Плательщиками потребительского налога являются предприятия, индивидуальные частно-семейные предприятия и частные лица, осуществляющие производство или импорт соответствующих налогооблагаемых товаров на территории КНР. В случае, если налогооблагаемые товары отправляются на экспорт, они освобождаются от обложения потребительским налогом (за исключением случаев экспорта товаров, запрещенных в установленном порядке).

 

Объекты налогообложения и налоговые ставки

Товары, являющиеся объектами обложения потребительским налогом, и налоговые ставки, приведены ниже в таблице:

 

Расчет суммы налога, подлежащей к уплате

Расчет суммы налога к уплате производится по стоимостной либо количественной схеме. В целом, плательщиками налога являются производители налогооблагаемых товаров, а сам налог подлежит уплате по факту реализации товара производителем.

Расчет налога к уплате производится по одной из следующих формул:

а) сумма налога к уплате = объемы реализации облагаемых потребительским налогом товаров (в стоимостном исчислении) Х применимая налоговая ставка;

б) сумма налога к уплате = количество реализованных товаров, облагаемых потребительским налогом Х налоговая ставка в расчете на единицу товара;

При исчислении подлежащей к уплате суммы налога с импортированных товаров по стоимостному принципу в расчет берутся сводная налогооблагаемая стоимость и соответствующая ставка.

 

Предпринимательский налог

Плательщики налога

Плательщиками предпринимательского налога являются все предприятия и организации, семейно-частные предприятия и частные лица, оказывающие налогооблагаемые услуги, участвующие в налогооблагаемом обороте нематериальных активов или в реализации недвижимого имущества на территории Китайской Народной Республики.

 

Объекты налогообложения и налоговые ставки

Предпринимательским налогом в Китае облагаются товары и услуги, не подпадающие под обложение НДС. Налоговой базой является выручка от реализации, при этом отсутствует механизм возмещения налога. Данный налог является местным и служит основным источником доходов территориальных бюджетов. Конкретные значения ставок предпринимательского налога устанавливаются территориальными органами власти.

Объекты обложения предпринимательским налогом и налоговые ставки приведены ниже в таблице:

 

Расчет налога к уплате

Сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения объемов оборота за налоговый период на соответствующую налоговую ставку:

Сумма налога к уплате = Оборот Х Налоговая ставка

 

Освобождение от уплаты предпринимательского налога

От обложения предпринимательским налогом могут быть освобождены: услуги по уходу, оказываемые детскими дошкольными учреждениями, домами престарелых, благотворительными учреждениями для нетрудоспособных, услуги по поиску кандидатур для брака, похоронные услуги; услуги, лично оказываемые потребителям инвалидами; медицинские услуги, оказываемые больницами, клиниками и др. медучреждениями; образовательные услуги, оказываемые школами и др. образовательными учреждениями, а также услуги, оказываемые студентами в порядке приработка; услуги по механизированной вспашке, ирригации и мелиорации, предотвращению и ликвидации заражений растений, защите растений, страхованию сельскохозяйственной и животноводческой деятельности, а также сопутствующие технические и тренинговые услуги, селекционное птицеводство и животноводство, а также предотвращение и ликвидация заболеваний домашней птицы, скота и разводимых водных животных; стоимость входных билетов на мероприятия культурного характера, проводимые мемориальными объектами, музеями, культурными центрами, картинными галереями, выставочными центрами, академиями живописи и каллиграфии, библиотеками и объектами охраны культуры, стоимость входных билетов на мероприятия культурного и религиозного характера, проводимые на объектах религиозного характера.

 

Налог на прибыль предприятий

С 1 января 2008 года для китайских и зарубежных компаний действует единая система налогообложения прибыли в соответствии с Законом КНР от 16.03.2007 «О налоге на прибыль предприятий» и Правилами применения закона о налоге на прибыль предприятий от 06.12.2007. До этого подходы к налогообложению китайских и иностранных компаний были различными.

 

Плательщики налога

Плательщики налога на прибыль предприятий – государственные предприятия, предприятия коллективной собственности, частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные общества и др. организации.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и иные организации, получившие доход на территории КНР. Они подразделяются на предприятия-резиденты и предприятия-нерезиденты.

В соответствии с Законом о налоге на прибыль предприятий резидентными компаниями признаются:

  • компании, учрежденные в КНР;
  • компании, учрежденные в соответствии с иностранным законодательством или в другом регионе (Гонконге, Макао), но место эффективного управления которых находится в Китае. Под эффективным управлением следует понимать фактическое осуществление руководства и контроля над производством, персоналом, финансами, активами хозяйствующего субъекта.

В соответствии с международными правилами у резидентных компаний объектом налогообложения является так называемая всемирная прибыль. То есть прибыль, полученная непосредственно от деятельности на территории Китая, а также доходы от источников за пределами КНР. У нерезидентных компаний облагается только прибыль, полученная от китайских источников. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год.

Предприятия должны в течение 15 дней после окончания месяца или квартала представить в налоговый орган декларацию о предварительной уплате налога на прибыль предприятий и предварительно уплатить сумму налога. Годовую декларацию по налогу на прибыль организация должна представить в налоговый орган в течение пяти месяцев после окончания налогового года. В этот же срок она обязана рассчитать сумму налога к доплате (возврату). В соответствии с законодательством КНР организация при подаче налоговой декларации обязана приложить финансовую отчетность и иные соответствующие документы.

 

Налоговая база

Налогом облагается прибыль, полученная плательщиком в результате производственной и хозяйственной деятельности, а также из иных источников (в т. ч. за рубежом). Налоговой базой является налогооблагаемая прибыль, исчисляемая как разница между валовым доходом плательщика, полученным в налоговом году, и допустимыми затратами, понесенными им в том же году.

Налоговые ставки и расчет суммы налога к платежу

Как правило, сумма подлежащего уплате налога на прибыль предприятия исчисляется путем умножения облагаемой прибыли на 33%-ную налоговую ставку по следующей формуле:

Сумма налога к уплате = облагаемая прибыль Х 33%

Помимо общей ставки 33%, в отношении менее прибыльных производств применяются пониженные ставки налога – 18% и 27%.

 

Освобождение от уплаты налога и уменьшение суммы налога

а) предприятиям, действующим в районах национальной автономии, нуждающихся в поддержке и стимулировании, с одобрения народного правительства провинциального уровня могут быть предоставлены льготы в виде уменьшения налоговых платежей либо освобождения от уплаты налога.

б) льгота в виде освобождения от уплаты налога либо уменьшения налога может быть предоставлена предприятиям, соответствующим установленным государством требованиям, как то: предприятия высоких технологий, предприятия третьей индустрии, учрежденные согласно соответствующим государственным положениям, предприятия, использующие отходы производства в качестве основного сырья, вновь созданные предприятия, учрежденные в районах старых революционных баз, районах проживания нацменьшинств, отдаленных регионах и утвержденных государством беднейших районах, предприятия, пострадавшие в результате стихийных бедствий, вновь созданные предприятия сферы обслуживания, обеспечивающие возможности общественного трудоустройства, производственные и сельскохозяйственные предприятия, созданные школами, находящимися в ведении органов просвещения, принадлежащие учреждениям гражданской администрации предприятия, производящие продукцию благотворительного назначения, волостные предприятия, государственные сельхозпредприятия и т.д.

 

Определение расходов для целей налогообложения прибыли

Отдельные виды расходов, такие, как проценты по кредитам (займам), представительские расходы, расходы на рекламу, признаются для целей налогообложения прибыли с учетом ограничений. Предельные значения установлены в размере определенного процента от выручки.

Проценты по кредитам (займам) уменьшают налоговую базу, если их привлечение было вызвано необходимостью ведения финансово-хозяйственной деятельности и их величина обоснованна.

С 1 января 2008 года в КНР действуют правила «тонкой капитализации», согласно которым для обычных организаций коэффициент, определяемый как отношение заемного капитала к собственному, не должен быть более двух, а для финансовых компаний — не более пяти. Проценты по избыточным заемным средствам нельзя списывать в расходы или переносить на будущие налоговые периоды.

Что касается представительских расходов, то организация может принять в уменьшение налогооблагаемой прибыли не более 60% от фактически произведенных расходов и до 0,5% от годовой выручки. Расходы на рекламу и мероприятия по продвижению продукции компании уменьшают налогооблагаемую базу в пределах 15% годовой выручки.

Амортизация основных средств в КНР начисляется только линейным методом исходя из текущей восстановительной стоимости, которая в течение периода амортизации не изменяется. Однако существенные расходы в связи с реконструкцией и модернизацией производственных объектов могут увеличивать их амортизируемую стоимость. По этим же причинам налогоплательщики вправе увеличить и сроки амортизации объектов.

Законодательством предусмотрены следующие сроки амортизации:

  • 20 лет — для зданий и сооружений (5% в год);
  • 10 лет — для оборудования, водных, морских и воздушных судов, железнодорожного транспорта (10% в год);
  • 5 лет — для инструментов, приспособлений, мебели и прочих средств, используемых в производстве (20% в год);
  • 4 года — для транспортных средств, за исключением водных, морских и воздушных судов и железнодорожного транспорта (25% в год);
  • 3 года — для компьютерной техники (33,3% в год).

Стоимость приобретенных нематериальных активов амортизируется также линейным методом. В основном амортизационный срок составляет десять лет. Амортизация может начисляться и в течение срока полезного использования нематериального актива согласно договору, например, когда нематериальный актив вносится в качестве вклада в уставный капитал.

В соответствии с налоговым законодательством КНР налогоплательщики не вправе создавать резервы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

Исключение составляют только финансовые организации (банки, лизинговые компании), допустимая величина резерва у которых не может превышать 3% от величины выданных средств.

Перенос текущих убытков в Китае возможен только на будущие налоговые периоды в течение пяти лет.

 

Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий

Плательщики налога

а) предприятия с иностранными инвестициями, включая китайско-иностранные совместные акционерные предприятия, китайско-иностранные совместные предприятия, а также предприятия на 100%-но иностранном капитале;

б) иностранные предприятия, включая иностранные компании, предприятия и иные хозяйственные организации, осуществляющие производственную или хозяйственную деятельность в рамках своих подразделений или объектов на территории Китая, либо получающие доходы из источников на территории Китая хотя бы и без учреждения собственного подразделения (филиала, представительства) в Китае.

 

Налоговая база

Предприятие с иностранными инвестициями, имеющее головной офис в Китае, платит налог на прибыль со всех доходов, в том числе с тех, которые получены им за пределами Китая. Иностранные предприятия платят налог на прибыль с доходов, полученных ими только из источников на территории Китая.

Налоговой базой является налогооблагаемый доход, полученный предприятием с иностранными инвестициями или иностранным предприятием, определяемый путем уменьшения валового дохода на сумму расходов и потерь.

Налогообложение доходов, полученных иностранным предприятием, не имеющим представительств в Китае, но получившим доход в виде прибыли, процентов, ренты, роялти и др. из источников на территории Китая, а также другого иностранного предприятия, хотя бы имеющего представительство или филиал на территории Китая, но при этом получившего доход вне связи с деятельностью представительства или филиала, производится по принципу учета валовой суммы данного дохода.

 

Налоговая ставка и расчет суммы налога к уплате

Ставка налога на прибыль иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями составляет 33% (30% — собственно налоговая ставка, 3% — местный налог на прибыль). Ставка налога на прибыль с доходов, полученных на территории Китая иностранным предприятием, не имеющим представительства или филиала, либо имеющим представительство или филиал, но при этом получившим доход вне связи с деятельностью этого представительства или филиала, составляет 20%.

Формула для расчета суммы налога к уплате:

Сумма налога к уплате = облагаемый налог Х применимая налоговая ставка.

 

Важнейшие налоговые льготы

а) налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога или уменьшения суммы налога может быть предоставлена предприятию с иностранными инвестициями производственного характера, экспортно-ориентированному предприятию с иностранными инвестициями, передовому в техническом плане предприятию с иностранными инвестициями, а также предприятию с иностранными инвестициями и иностранному предприятию, зарегистрированному в специальных экономических зонах, зонах экономического и технологического развития, прибрежных открытых экономических зонах и в зонах развития промышленности высоких технологий, определенных государством;

б) из-под налогообложения может быть выведена доля прибыли, полученная иностранным инвестором. Сумма налога с прибыли, реинвестированной иностранным инвестором в уставный капитал данного предприятия или в у капиталы других предприятий на инокапитале в Китае, может быть возвращена иностранному инвестору;

в) льгота в виде освобождения от уплаты налога либо уменьшения его суммы может, с учетом ситуации, предоставляться народным правительством соответствующих провинции, автономного района, города центрального подчинения.

 

Налог за пользование природными ресурсами

Налогоплательщики

Плательщики налога за пользование природными ресурсами – все юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию минеральны ресурсов или производящие соль (согласно порядку, установленному положениями о налоге за пользование природными ресурсами) на территории Китайской Народной Республики.

 

Объекты налогообложения и налоговые ставки

Шкала налоговых ставок.

 

Расчет суммы налога к уплате

Сумма налога за пользование природными ресурсами исчисляется путем применения соответствующей ставки к количественному показателю облагаемого налогом продукта. Формула расчета:

Сумма налога к платежу = количественный показатель облагаемых объектов Х Применимая ставка в расчете на единицу

 

Льготы по освобождению от уплаты налога и уменьшению уплачиваемой суммы

а) сырая нефть, используемая для разогрева или восстановления скважин в процессе нефтедобычи, может быть выведена из-под налогообложения;

б) в случае, если налогоплательщик испытывает серьезные трудности, вызванные авариями или стихийными бедствиями в процессе эксплуатации или производства облагаемой налогом продукции, ему с учетом серьезности сложившейся ситуации может быть предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога или уменьшения уплачиваемой суммы;

в) налог, уплачиваемый независимыми разработчиками железорудных месторождений и нежелезнорудных месторождений металлических руд, может быть уменьшен.

 

Регулирующий налог на инвестиции в недвижимость

Налогоплательщики

Плательщиками данного налога являются предприятия, организации, индивидуальные семейные предприятия и другие лица, инвестирующие средства в недвижимость на территории Китайской Народной Республики (за исключением предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранцев).

 

Объекты налогообложения и налоговые ставки

Таблица налогооблагаемых объектов и налоговых ставок:

 

(*Для некоторых проектов инвестиций в жилую недвижимость установлена налоговая ставка 5%).

 

Расчет суммы налога к уплате

Сумма налога насчитывается исходя из фактического объема инвестиций в недвижимость. Применительно к обновляемым и реконструируемым объектам, в расчет берется объем инвестиций в завершенную часть строительного объекта. Формула расчета суммы налога к платежу:

 

Сумма налога к уплате = Сумма инвестиций в завершенное строительство или в строящийся объект Х Применимая ставка

 

Налог на использование автотранспорта и судов

Налогоплательщики

Данный налог уплачивают предприятия, организации, индивидуальные семейные предприятия и другие лица, владеющие и использующие автотранспортные средства и суда на территории КНР (за исключением предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранцев).

 

Налоговая база, сумма налога с единицы облагаемого объекта и расчет суммы налога к платежу

Налогооблагаемые объекты классифицируются по двум группам – автотранспорт и суда. Налоговая база для первой группы – единица облагаемого налогом транспорта либо его нетто-тоннаж, для второй группы – нетто-тоннаж либо дедвейт-тоннаж подлежащих налогообложению судов.

Расчет суммы годового платежа налога ведется раздельно для автотранспортных средств и судов:

а) для автотранспортных средств: от 60 до 320 юаней за легковой автомобиль, от 16 до 60 юаней за тонну нетто-веса грузового автомобиля, от 20 до 80 юаней за мотоцикл, от 1,2 до 32 юаней за транспортное средство не на двигательной тяге.

б) для судов: от 1,2 до 5 юаней за тонну нетто-веса моторных судов, от 0,6 до 1,4 юаней за тонну дедвейт-веса немоторизированных судов.

 

Формула расчета суммы налога к платежу:

а) сумма налога к платежу = Число единиц облагаемого транспорта (либо нетто-тоннаж) Х Применимая ставка;

б) сумма налога к платежу = Нетто-тоннаж (или дедвейт-тоннаж) налогооблагаемых судов Х Применимая ставка

 

Важнейшие льготы

От налогообложения могут быть освобождены автотранспортные средства и суда, находящиеся в пользовании правительственных органов, народных организаций и НОАК; автотранспортные средства и суда, используемые учреждениями, полностью финансируемыми из госбюджета; рыболовные суда дедвей т-тоннаж которых не превышает 1 т; понтоны и плавучие платформы, используемые исключительно для перевозки пассажиров, погрузки или разгрузки или хранения грузов; автотранспорт и суда, используемые полицией, пожарной охраной, учреждениями здравоохранения и природоохраны; автотранспорт, специально сконструированный для удобства инвалидов; трактора, используемые главным образом в сельскохозяйственном производстве.

 

Таможенные пошлины

Налогоплательщики

Плательщики таможенных пошлин – грузополучатели-импортеры товаров, разрешенных к ввозу на территорию КНР, и грузоотправители, экспортирующие разрешенные товары с территории КНР. Первые уплачивают ввозные таможенные пошлины, вторые уплачивают вывозные таможенные пошлины.

 

Тарифы

Таможенный тариф включает импортный таможенный тариф и экспортный таможенный тариф. Импортный таможенный тариф подразделяется на две категории – общий и преимущественный. Общий тариф применяется при импорте товаров из стран, с которыми Китайская Народная Республика не заключила соглашение о предоставления статуса наибольшего благоприятствования в торговле; преференциальный тариф применяется при ввозе товаров из стран, с которыми такие соглашения заключены. В 1999 году товарно-тарифная номенклатура ввозимых товаров насчитывала 6940 позиций. Общий импортный тариф насчитывает 20 различных ставок пошлин – от 0%, 8% до 270%. Преференциальный таможенный тариф варьируется от 0%, 1% до 121,6% (более 50-ти ставок), при этом средний арифметический уровень ставки составляет 16,8%. Незначительное количество ввозимых товаров облагается пошлинами по количественному, составному или скользящему принципу. По состоянию на тот же год насчитывалось 36 позиций экспортной номенклатуры, облагаемых экспортными пошлинами 5 уровней – от 20% до 50%.

Примечание Китайского информационного Интернет-центра: после вступления Китая в 2001 году в ВТО таможенная политика КНР претерпела серьезные изменения, в том числе и в части таможенного тарифа.

 

Расчет суммы пошлины к платежу

а) Сумма пошлины к уплате = Количество единиц экспортированного/импортированного товара Х Таможенная стоимость Х Ставка таможенной пошлины, или

б) Сумма пошлины к уплате = Количество импортированного/экспортированного товара Х Сумма пошлины за ед.

 

Важнейшие льготы

В соответствии с законодательством и международными соглашениями КНР ряд товаров может быть выведен из-под отложениями импортными и экспортными таможенными пошлинами.

Условия для создания компаний с ограниченной ответственностью в Китае

Количество участников компании с ограниченной ответственностью не может превышать 50 человек. Зарегистрированный капитал компании с ограниченной ответственностью должен быть не менее:

  • 500 000 юаней — для компании, занимающейся производственной деятельностью;
  • 500 000 юаней — для компании, занимающейся оптовой торговлей;
  • 300 000 юаней — для компании, занимающейся розничной торговлей;
  • 100 000 юаней — для компании, занимающейся научно-техническими разработками, консультациями, действующей в сфере услуг.

Дирекция компании с ограниченной ответственностью может насчитывать от трех до 13 человек. Возможно создание компании с ограниченной ответственностью одним учредителем, физическим или юридическим лицом. В этом случае уставный капитал составляет не менее 100 000 юаней, причем вся сумма вносится единовременно. Физическое лицо вправе учредить только одну подобную компанию.

 

2 комментария к посту “Налоговая система, ведение бизнеса и инвестирование в Китайской народной республики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>